Главная Библиотека Содержание Назад Вперед

Душеполезный собеседник

Июнь 1908 г., выпуск шестой

Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря

В чем состоит грех против Св. Духа?

     Сего ради глаголю вам: всяк грех и хула отпустится человеком, а яже на Духа хула не отпустится человеком. И иже аще речет слово на Сына Человеческаго, отпустится ему, а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему, ни в сей век, ни в будущий (Матф. 12, 31. 32). Эти слова составляют начало обширной речи Спасителя о грехах языка человеческого. В ней Он говорит о трех различных родах этих грехов, от которых предостерегает своих слушателей. Сначала, в нашем тексте, Господь Иисус говорит о самом большем грехе языка, о "богохульстве"; потом о всех "злых" словах, которыя составляют излияния злаго сердца (ст. 33-35); и, наконец, предостерегает от "безполезных" слов, за которыя мы некогда должны будем дать отчет (ст. 36. 37).
     Мы обратим здесь внимание только на грех богохульства, и главным образом на грех против Св. Духа, за который нет прощения, и посмотрим, в чем он состоит, почему он так важен и остается без прощения.
     Уже вводныя слова Спасителя: сего ради глаголю вам, а также повторение Его слов (ст. 32) показывают нам важность их; но если ближе разсмотрим их, то сначала увидим в них утешительное обещание прощения грехов вообще, а потом строгую угрозу непрощаемости греха против Св. Духа.
     Таким образом, в нашем тексте прежде всего заключается утешительное обетование прощения грехов, которое Господь высказывает в словах: всяк грех и хула отпустится человеком. На эту истину, которую обыкновенно проходят без внимания, при разсмотрении вышеприведенных слов Господа, мы прежде всего и должны обратить внимание по ея важности и утешительности.
     Господь Иисус Христос в начальных словах Своей речи учит нас, что грехи прощаются, что Бог готов простить величайшие и тягчайшие грехи, если только мы в духе и истине прибегаем к Нему. "У Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою" (Псал. 129, 4). "Всякий гех", говорит Иисус Христос, как бы велик, тяжел и гнусен он не был, и как бы часто не совершался, простится людям, и именно по Благодати Божией и ради крестных заслуг Иисуса Христа. "Если будут грехи ваши, как багряница, то сделаются белыми как снег; если будут красны, как пурпур, сделаются как белая волна" (Ис. 1, 18). Благость и милосердие Божие так далеко простираются, что Он готов простить и вопиющие на небо грехи, как грех Каина, и даже богохульство. Ап. Павел, напр., говорит о себе, что он "прежде был хулитель", но что был помилован (1 Тим. 1, 13). Далее Иисус Христос говорит: и иже аще речет слово на Сына Человеческого, простится ему. Многие говорили против Сына Человеческого во время жизни Его на земле и во время смерти Его на Голгофе; многие, к сожалению, говорят еще и теперь; но и такие грешники могут найти прощение под крестом Спасителя. Хотя бы грехи человека восходили до неба, но благодать Божия безконечно больше, и "кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает от всякого греха" (1 Иоан. 1,7).
     После утешения, предложенного в первых словыах Господа, и обещания милосердия, следует угроза, что грехи против Духа Святаго не будут прощены Богом: а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий.
     Эти строгия слова, возбуждающия в каждом священный ужас к этому греху и совершению его, необходимо прриводят к вопросу: в чем именно состоит грех против Св. Духа? - Ответ представляет связь речи, в которой стоит разсматриваемый нами текст, или обстоятельства, послужившия поводом к произнесению Господом слов о грехе против Св. Духа. Евангелист повествует, что Иисус Христос только исцелил бесноватого, который был слеп и нем (Мф. 12,22). "И дивился весь народ, и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисей же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов, не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского" (ст. 23 и 24). Фарисеи, в своей вражде против Иисуса Христа, лучше всего желали бы отвергнуть чудо, как это часто они делали, но этого теперь не могли они, так как чудо происходила пред глазами всего "народа"; к тому же это был факт, котораго не мог совершить ни один человек. И так как чудо изгнания беса было несомненно, то вражда и злоба довела их до того, что они сказали: "Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского".
     Несомненный факт, что они были ожесточенные враги Иисуса и говорили так только вследствие злобы своей. Несомненно также, что они говорили это вопреки ясному своему сознанию, говорили против совести; ибо когда они посылали своих учеников, вместе с слугами Ирода к Иисусу, то говорили: "Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и истинно пути Божии учишь" и т.д. (Матф. 22, 16). И Никодим, который хотя здесь и не мог учавствовать, но был фарисей и князь иудейский, говорил к Иисусу, как бы от имени всех: "Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какия Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог" (Иоан. 3, 2). И если и другия чудеса Иисуса Христа почему-либо могли быть неубедительны для фарисеев, то изгнание Им беса должно было убедить их в божественном посланничестве Его, так как оно было откровением вышечеловеческой силы, доказательством силы Божией, Святаго Духа, которой нельзя было отрицать, вследствие чего "и дивился весь народ", и почти готов был признать Иисуса Христа Мессией, "Сыном Давида". Фарисеи желали помешать этому, но так как факт чуда был доказан, то они по злобе своей прибегли к богохульному утверждению, что "Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовскго", и это был грех против Св. Духа. Поэтому он состоял в том, что они Иисуса, Святаго Израилева, обвиняли в союзе с диаволом, и чудеса Его приписывали силе диавола, между тем как эти дела совершались действием силы Божией, Св. Духа, Которым так обильно исполнен Иисус Христос, что очень хорошо знали фарисеи и клеветники. В общем это не только было гнусное обвинение Иисуса Христа, но и дерзкое порицание Св. Духа, Которым Иисус Христос совершал Свои чудеса, - порицание, которое было тем виновнее, что происходило из диавольской злобы и высказано было совершенно против совести. А что это был грех против Св. Духа, о Котором здесь говорит Иисус Христос, яснее всего открывается из слов Ев. Марка, приведенных им непосредственно за объясняемыми нами словами Господа: "потому что они говорили: в Нем нечистый дух" (Мар. 3, 30). Они не только обвиняли Иисуса Христа, но и Св. Духа, пребывавшаго в Нем, называли нечистым, диавольским духом и порицали Его самым возмутительным образом. Высочайшее откровение благодати и милости Божией было заподозрено и потоптано ногами, объявлено делом диавола, в чем высказалась ужасная их злоба и высочайшая степень вражды против Бога.
     Ясное название этого греха против Духа Святаго находится только в приведенном месте Ев. Матфея и в обоих параллельных местах Марка и Луки; но сюда же относятся и след. слова, Иоан. 7, 32 и д. 8, 48; 10, 20. 31; Деян. 4, 13 - 17; 5, 17 и д. 33. 40; 7, 51 и д., в которых говорится, что фарисеи превратным образом судили о словах и делах Христа и Апостолов, безсовестно хулили их, препятствовали обращению других и таким образом дерзко противились действию Св. Духа.
     Сверх того, нужно взять во внимание, что грех против Духа Святаго, о Котором говорится в нашем тексте, совершается не только по отношению к служению и деятельности Его, так что этот грех состоит не только в том, что когда кто-либо дерзким образом словами порицает Св. Духа, но он совершается и тогда, когда упорно Ему противодействуют. Ибо человек в этом противодействии может зайти так далеко, что отвергает от себя Св. Духа, посмеивается над всеми Его внушениями и с ожесточением закрывает свое сердце, чтобы не слышать Его голоса, подобно тем иудеям, к которым говорил первомученик Стефан: "жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши так и вы" (Деян. 7, 51). Св. Дух оставляет, наконец, таких упорных людей и удаляется от них, так как Он вследствие этого не возбуждает в них ни покаяния, ни веры, и они никогда не могут найти прощения.
     Правда, нужно заметить, что Господь Иисус говорит здесь о "речах" против Св. Духа и о "хуле" против Него, следов. о грехах слова и языка; но эти речи или хула, проистекая из сердца, открываются в жизни и делах человека и следов. потому заключают в себе злыя мысли и стремления.
     Таким образом грех против Св. Духа чрезвычайно грешен, так как он всегда совершается вопреки ясному сознанию и по диавольской злобе. Он есть грех против собственного существа Божия, потому что Бог есть дух. Поелику же, далее, существо божественное составляет любовь, то грех против Св. Духа потому - такой страшный грех, что им уничижается и хулится любовь и благость Божия. Кто таким образом, несмотря на все предостережения и действия Св. Духа, вопреки ясному сознанию, возмущается против света и познания истины, тот совершает духовное самоубийство. Грех этот потому крайне грешен и не находит себе прощения, что он представляется совершенным ожесточением и нераскаянностью, высшею степенью злобы и вражды против Бога. Как велик и страшен пред Богом этот грех, показывает история современных Ною людей, о которых Господь сказал: "не имать пребывати Дух Мой в человецех сих, зане суть плоть" (Быт. 6, 3), и следствием сего было истребление их потопом. Далее, пример израильтян в пустыне, которые ожесточили сердца свои против голоса Св. Духа, и потому не вошли в покой Божий (Евр. 3, 7-11). Затем новый пример греха против Духа Святаго и дальнейших следствий его мы видим в Анании и Сапфире, которые за ложь против Духа Св. тотчас были наказаны смертью (Деян. 5, 1-11).
     Господь Иисус Христос говорит: не отпустится ему, согрешившему против Духа Святаго, ни в сей век, ни в будущий, потому что этот грех, как мы уже показали, чрезвычайно грешен, так как оным всецело отвергается Сам Св. Дух и вместе с тем благодатныя Его действия и возможность прощения, и потому что так Бог определил и нашел это справедливым. Некоторые утверждают, что выражения "ни в сей век, ни в будущий" относятся к тогдашнему иудейству и начинавшемуся христианству; но слова Господа, очевидно, означают нынешнее состояние жизни и вечность. Это подтверждают и слова в Ев. Марка, где сказано: "но кто хулит Духа Святаго, тому не будет прощения во век, но подлежит он вечному осуждению" (2, 29). Из этих же слов Господа: "ни в сей век, ни в будущий" естественно вытекает заключение, что некоторые грехи, не прощенные в сем веке, могут быть прощены в будущем веке. Это прощение может быть исходатайствовано молитвами св. Церкви, которая и молится за скончавшихся в вере, но не успевших принести покаяния и получить прощения за свои вольныя и невольныя прегрешения. ("Воскр. Чт." 1876 г. т. 2, стр. 331-336).


© 2007 onisifor.narod.ru

Hosted by uCoz